ГБОУ "СОШ №6 с.п. Экажево"
Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Экажево
  • Разработка Открытого урока по биологии в 5 "Б" классе.

    Разработка Открытого урока по биологии в 5 "Б" классе. На уроке присутстсвовало десять учащихся.
    Разработка Открытого урока по биологии в 5 "Б" классе..

    Дата: 26.02.2025г.

    Цели урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах. 

    Обучающие: 

    •  закрепить знания о многообразии  живых  организмов,  о

    значении благоприятных природных условий для жизни организма; 

    •  сформировать представление об отличительных особенностях

    разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни

    в этих средах. 

    Развивающие: 

    •  учить систематизировать, выделять  главное  и  существенное,

    устанавливать  причинно-следственные  связи  развивать

    воображение учащихся; 

    •  развивать  поисково-информационные  умения:  работать  с

    конспектом урока. 

    Воспитательные: 

    •  формировать  познавательный  интерес  к  предмету  через

    использование нестандартных форм обучения и создание ситуации

    успеха; 

    •  прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое

    положительное отношение к каждому живому организму на Земле. 

    Задачи урока: 

    1.        Познакомить  учащихся  с  различными  средами  обитания

    организмов. 

    2.    Выяснить особенности приспособленности организмов к среде

    обитания. 

    3.    Определить  уровень  усвоения  школьниками  учебного

    материала по теме урока.

    Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). 

     Планируемые результаты:        

    Предметные:

    -закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

    -сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

    Метапредметные:

    -учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;

    -развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

    Личностные:

    -формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

    -прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

    Оборудование: 
    компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картинки с изображением растений, животных.

    1. Организационный момент

    Ребята, здравствуйте! У нас сегодня необычный урок, к нам сегодня пришли гости. Это наши уважаемые учителя, давайте дружно поприветствуем их. Присаживайтесь.

    1 слайд. Вот звонок нам дал сигнал,

    Поработать час настал,

    Так что время не теряем

    И работать начинаем.

    Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    1. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа)

    Посмотрите, вас на партах лежит задание «Пятый лишний». Ваша задача –вычеркнуть лишнее из каждой строчки, и объяснить почему. Работаем в парах.

    Волк, акула, окунь, карась, сом

    Ромашка, сом, рак, краб, медуза

    Карп, осьминог, дельфин, олень, морской конек.

    Ответы в устной форме

    Что объединяет  живые  организмы,  которые  остались?  (водная среда

    обитания)

    А что такое среда обитания, давайте вспомним из прошлого урока? (Среда обитания – это все, что окружает любой живой организм).

    - Что общего между лишними организмами?  

    - Каким двум средам обитания будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.

    - Кто готов сформулировать тему урока? (запись темы урока в тетради)

    2 слайд (тема урока)

    - А что мы сегодня должны с вами узнать? Какова же у нас с вами цель?

    3 слайд (цель урока)

    Мы с вами знаем, что на всей нашей планете можно выделить четыре среды обитания всех живых организмов. Внутри каждой среды обитания те или иные живые организмы распространены не повсеместно, а лишь там , где условия для их жизни благоприятны.

    По ходу изучения нового материала, мы с вами будем запонять таблицу, которая так же лежит у каждого на столе.

    Название среды

    Условия обитания

    Приспособления

    Представители

    Водная среда

    Наземно - воздушная среда обитания

    4 слайд.

    В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Из воды они получают все, что необходимо для жизни: пищу, воду, кислород и углекислый газ. Здесь живые организмы размножаются, растут, выводят потомство.

    Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Часто не хватает света. Поэтому животные заселили всю толщу воды, а вот растения обитают только до глубины 200 м., то есть водные растения встречаются только том, где достаточно света. Кислорода в воде, как и света тоже зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.

    5 слайд. У обитателей водной среды выработались специальные приспособления к жизни в воде.

    На самом деле вода обладает большей плотностью чем воздух. Это свойство воды позволяет мелким обитателям парить в толще воды. Активные пловцы – рыбы, дельфины, киты, тюлени – имеют вытянутую, обтекаемую форму тела, конечности у многих превращены в плавники или ласты.

    6 слайд Например. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей  и моржей – ласты. 7 слайд У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

    Многим водным обитателям необходим кислород, дыхание у них может осуществляться всей поверхностью тела или  с помощью специальных органов – это жабры или лёгкие. 8 слайд

    Работа с таблицей.  9 слайд Давайте мы свами заполним первую строку таблицы. Из вышесказанного о водной  среде вы укажете условия среды, приспособления организмов и в крайней графе укажите несколько представителей водной среды, которые вам известны.

    10 слайд. Проверка таблицы.

                11 слайд .Наземно – воздушная среда – это среда в которой мы свами живем. Она нам хорошо известна. Здесь мы можем наблюдать изменение температуры, влажность воздуха, направление и силу ветра. Можно сказать, что условия для жизни очень разнообразны.

    А теперь поработаем с текстом учебника на стр. 27 – 29 и заполним вторую строку в нашей табличке самостоятельно.

    12 слайд проверка задания, проверка таблицы

    В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники жарких стран крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

    Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Комары – до 600 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Крупные стрекозы могут развивать скорость до 90 км/ч.

    Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров, а иногда и до 12 м.  Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час. Страус может бежать со скоростью до 70 км в час, делая шаги по 4-5 м.

    Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

    4. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

    -Ребята! Ответьте пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали?

    -Как организмы приспосабливаются к этим средам?

    -Что мы узнали об особенностях живых организмов, обитающих в различных средах?

    -Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

    Подводит учащихся к выводу:

    1. Живые организмы обитают в различных средах: на-земно-воздушной, почвенной, водной, организменной.

    2. Все среды отличаются по плотности, освещенности, количеству кислорода.

    3. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут

    У вас на парте лежат разноцветные бумажные смайлики. Поднимите пожалуйста каждый тот смайлик, который вам сегодня подходит больше.

    https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/05/12/metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_5_klass.docx_image1.jpg

    5. Постановка домашнего задания.

    §  21 стр. 126.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie